Среди прочих инструментов, используемых в джазе, особо следует выделить саксофон.
Саксофонист на свадьбу может в одиночку исполнить джазовые мелодии. Настоящий джаз легко отличить от других музыкальных направлений – в нем чувствуется поразительная легкость, открытость, отсутствие строгих канонов. Смещение культур и стилей, этносов и народов, создало направление, которое рождается спонтанно, ведь каждый исполнитель имеет право на свое личное «прочтение» той или иной музыкальной «канвы», внося в нее черты своего характера, жизненного опыта и даже настроения, сохраняя при этом поразительный ритм, основанный на принципах синкопы (замена слабой доли на сольную), мелодичности и определенной тональности.
Если говорить языком музыкальных критиков, а не сердцем, то джаз – это направление, объединяющее в себе народные африканские ритмы, рожденные много веков назад в племенах. Характерное для церквей «харизматов» песнопение (спиричуэлс) и мелодичность европейской музыки. Это переплетение создало музыку настроения, идущую прямо от сердца музыканта, поэтому манера исполнения джаза всегда сопровождается экспрессивностью, страстностью и напряженностью на грани «фола». Поэтому, джаз без души – это не джаз, а повторение нот.
С момента своего становления, джаз постоянно развивался и менялся, поэтому на сегодняшнее время насчитывается порядка 30 джазовых направлений, среди которых можно выделить:
- классический новоорлеанский джаз, ярким представителем которого является Бадди Болден, Кид Ори, Джелли Ролл;
особый вклад в развитие джаза привнес гитарист Джей Картер, гитарист на свадьбу обычно служит фоном для вокала или саксофона.
- чикагский джаз, с характерными ему сольными выступлениями (наиболее яркий представитель этого стиля – феноменальный и харизматичный Луи Армстронг);
- оркестровый джаз – свинг, в котором преобладают черты западной музыки (Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен);
- бибоп – современный, антикоммерческий джаз интеллектуального характера (Чарли Паркер, Макс Роуч);
- соул-джаз – традиционный блюз, переплетенный с африканским фолком (Рэмси Льюиса и его композиция "The In Crowd"):
- кул-джаз – направление, противоположное свингу (его основоположником является Лестер Янг);
- Avante-Garde – направление, характеризующееся применением абсолютно новых стилистических приемов и средств выражения (Сан Ра).
Вот такой он, этот удивительный и многоликий джаз, согретый бархатными нотками голоса Луи Армстронга, цепляющий за душу стоном трубы и гордым криком контрабаса. Джаз, который будет звучать вечно.